2001        2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ

ФОНД

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ

Сегодня в России образовалась целая армия псевдописателей, сделавших литературу доходным поприщем. Обратите внимание: на каждом шагу на книжных развалах можно увидеть образцы этой дешевой литературы, одетые в яркие обложки с бандитскими физиономиями. Наверное, кому-то очень выгодно, чтобы русский народ становился из года в год все более управляемым и внушаемым, чтобы его литературные вкусы, а значит, и мировоззрение формировались под влиянием нравственного убожества. Для таких горе-литераторов учреждаются премии, они часто получают гранты от сомнительных миллиардеров - "ценителей" русской словесности, друзей правящей "элиты". 

Нас долго убеждали, что мы являемся самой читающей страной в мире. Сегодня редко можно увидеть молодого человека с серьезной книгой, в лучшем случае - с глянцевым журналом или детективом. Создается впечатление, что электронные средства массовой информации победили печатное слово. Появилось новое поколение людей, которому присущ особый вид мыслительного процесса, отличный от мышления прошлых поколений, не знавших телевидения и компьютеров. Это означает отход от традиционных видов изобразительного искусства, классической прозы, поэзии. 

Творческий потенциал нации зависит от многих составляющих: качества образования, социальных условий, наличия в стране духовных лидеров и национальной идеи. К сожалению, по всем позициям сегодня наша страна переживает не самые лучшие времена - резко снизился уровень среднего образования, в высшие учебные заведения часто попадают не те, кто имеет адекватные знания, а те, у кого есть протекция или достаточно денег. В то же время наблюдается отток лучших представителей молодой творческой и научной интеллигенции на Запад. Сегодня мы живем лишь заслугами наших предков, создавших национальную культуру, словесность, шедевры изобразительного и музыкального искусства...

История российского меценатства чрезвычайно интересна и поучительна и, тем не менее, мало изучена. В советские времена этому препятствовали идеологические мотивы, но и в дореволюционное время публикации о благотворительности были редки. Россия - страна духовная, и в этом, видимо, одна из главных особенностей национального менталитета. Об этом неоднократно писали В.Ключевский, Н.Бердяев, Н. Лосский и другие выдающиеся мыслители. С этим связана и своеобразная этика русского бизнеса, и такое уникальное явление, как громадные масштабы благотворительности и меценатства.

Купечество играло важную роль в общественной и политической жизни России. Со времен Древней Руси купец был самый образованный, информированный, коммуникабельный представитель сообщества, который смело и расчетливо вступал в торговые отношения как со своими соотечественниками, так и с чужестранцами. Это проявлялось во все времена, однако, в наибольшей степени – на стадии развития России во второй половине ХIХ - начале XX веков. Именно этот период характеризуется взлётом духовных, творческих сил нации, что нашло выражение в социально-экономическом росте, в блестящих достижениях русской литературы, музыки, театра, живописи, что в свою очередь, оказало сильное влияние на всю мировую культуру. С возрождением духовности связан выход страны из экономического кризиса, возрождение России как великой державы.

Благотворительность и меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм. «Для того, чтобы процветало искусство, - писал К. С. Станиславский, - нужны не только художники, но и меценаты»...

"Пройдут годы, пронесутся столетия, забудутся не только имена наши, но самые могилы наши, исчезнет всякая память о нас в потоке веков и поколений, но если во дни земной жизни нашей мы отверзали руку свою посильному благодеянию храмам Божьим, то никогда не забудет о сем Святая Церковь" - Варлаам, первый настоятель Белогорской обители.

Древнейшими правовыми актами, определяющими благотворительность как составную часть жизни и деятельности церкви, можно считать Уставы первых православных русских монастырей, о которых, к сожалению, История донесла до нашего времени очень мало официальных сведений. Но до нас дошли жития святых и праведников, исторические повести, древнейшие летописные своды.

На основе изучения "Жития Феодосия Печерского", повести "Чего ради прозвался Печорский монастырь", Киевского свода "Повести временных лет" мы можем судить о том, что Устав древних монастырей определял обители как форму социальной организации людей, причем форму многофункциональную. Монастыри решали различные социальные задачи: от приготовления своих членов к загробной жизни, создания образцовых хозяйств до призрения нетрудоспособных, организации больниц, домов инвалидов, выделяя на социальные цели десятину из своих доходов.

В Киевской Руси, где Церковь и экономически, и организационно зависела от князя, ее благотворительность была следствием политики князя. Например, Владимир Святославович в 996 году издал Устав, который поручал общественное призрение, попечительство – духовенству, и выделял для этого определенные материальные средства. Подобную политику проводили и князья Ярослав Владимирович, Изяслав Ярославович, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах. В период феодальной раздробленности и золотоордынского ига Церковь была единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. Церковь и монастыри в XII-XIII веках фактически взяли на себя благотворительную функцию...

Первым шагом к канонизации Дмитрия Донского явилось Определение Святейшего Патриарха Пимена от 10 июля 1981 года. В этот день в церковный календарь было внесено празднование в честь Собора Радонежских святых. Кроме святых учеников преп. Сергия и святых иноков Троице-Сергиевой Лавры, в Соборе Радонежских святых почитаются святые сродники и собеседники преподобного Сергия. Так в русский церковный календарь (пока лишь как местное празднование) были внесены дни памяти святого благоверного великого князя Дмитрия Донского и преп. Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) - Радонежских монахов-воинов. Интересно отметить, что тем же Определением в Соборе Радонежских святых был прославлен преподобный Нектарий вестник - тот самый инок, который принес на Непрядву в день битвы грамоту преп. Сергия со словами ободрения великому князю и русскому воинству.

Память о великом князе жива всегда и особенно увеличивается в годы войн и опасностей. Так, в Великую Отечественную войну имя князя Дмитрия в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия стояло рядом с именем святого Александра Невского; оба князя-воина призывались в помощники страждущему Отечеству. Именем Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.

Для прославлении памяти святого в 2002 году Национальным благотворительным фондом «Вечная Слава Героям», Национальным комитетом кавалеров русских императорских орденов и Национальным оборонным фондом «Парад» учрежден орден «За служение Отечеству» (святых великого князя Дмитрия Донского и преподобного Сергия игумена Радонежского), имеющий 3 степени. Отмечая заслуги перед Россией и православной Церковью, в конце 2004 года Священный Синод в память о праздновании 60-летия Победы во Второй мировой войне также учреждает орден Дмитрия Донского, которым награждаются современные защитники Отечества – как священнослужители, так и миряне. Орден имеет три степени, при награждении вручается знак ордена и грамота…

Сначала партия большевиков всеми силами стремилась расколоть и дискредитировать РПЦ в глазах верующих (сделав ставку на обновленческую Церковь), затем приручить наиболее послушную и беспринципную ее часть, легализовать ее на основе навязанных ей режимом условий, наконец, включить ее в свою государственную машину, полностью поставив под контроль. При этом прямой террор и насилие сочетались с посулами и провокациями, мощные пропагандистские кампании против религии перемежались периодами послаблений, попытки полностью уничтожить РПЦ сменялись попытками включить ее в советское государство (чтобы верующие совсем не ушли в подполье, которое будет неподконтрольно режиму). Периоды форсированных атак на Церковь (как и на общество в целом), кампании массовых репрессий и идеологической обработки населения перемежались с периодами относительного затишья (когда у верующих и духовенства возникала иллюзия, что, если капитулировать перед тоталитарным государством, оно оставит Церкви возможность существовать). 

Первый шаг на пути подчинения РПЦ большевистскому режиму был вынужден сделать еще патриарх Тихон, признавший в 1923 году законность советской власти. За это он был освобожден из-под ареста и смог объединить вокруг себя значительную часть приходов и духовенства, ранее ушедших к обновленцам. В апреле 1925 года Тихон умер, во главе Церкви оказался местоблюститель патриаршего престола Петр. Он был арестован, сослан в Сибирь и впоследствии расстрелян. Целый ряд других лидеров РПЦ, вслед за Петром, последовательно отказывались капитулировать перед большевиками и – арестовывались и ссылались. Органы НКВД намекали на возможность «легализации» и «регистрации» властью РПЦ при условии заявления с ее стороны поддержки большевистскому режиму, устранения неугодных Кремлю епископов, осуждения заграничных церковных иерархов, борющихся с большевиками. В конце концов органам НКВД удалось найти в высшей церковной иерархии человека, готового пойти на услужение и подчинение большевикам и ради легализации РПЦ способного на «приспособленчество» к их приказаниям...

Русская Православная Церковь в XX веке

Тысячи лет награды служат неотъемлемыми атрибутами каждого общества. Меняются виды и символика наград, но и по сей день они остаются главными знаками отличия, которыми общество отмечает выдающиеся заслуги граждан. Феномен появления наград на заре человечества не имеет внятных объяснений. В тоже время современные негосударственные знаки отличия, учреждаемые от имени общественных и научных объединений, имеют понятную и оправданную систему, являясь альтернативой государственной. Появление общественных наград положило конец государственной монополии на оценку заслуг человека. Общественные объединения отмечают обычного гражданина не по степени лояльности к властям, тех или иных заслуг перед государством, а по степени положительного влияния на общество и искреннюю преданность своей стране. Отмечать заслуги граждан, которые не видит, или, в силу субъективных причин, не хочет замечать власть, - благородная обязанность гражданского общества. Общественные награды в современном мире – особые знаки признания, не имеющие аналогов в истории. Статус этих наград определяется отношением к ним самих награжденных, авторитетом  учредителей, историей создания и временем существования. Быть, или не быть общественным наградам - решают сами граждане и учредители. Никто признание обществом не может разрешить или запретить, как невозможно человеку разрешить или запретить дышать.

В России к форме и видам негосударственных знаков отличия применяются определенные требования, установленные Федеральным законом от 19 мая 2010 г.  №88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды». В соответствии со ст. 24 Закона № 82-ФЗ (в редакции Закона № 88-ФЗ) общественные объединения вправе иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны. Также законом предусмотрено: Общественные объединения могут учреждать награды (почетные звания, медали и знаки отличия) и иные виды поощрения за личные и коллективные заслуги. Награды общественных объединений не должны иметь аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами Российской Федерации, наградами и ведомственными знаками отличия органов государственной власти и наградами органов местного самоуправления. Символика общественных объединений не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства...

Награды – особые знаки развития человечества

Опыт американских филантропов показывает, что благотворительная деятельность требует приложения таких же менеджерских и предпринимательских талантов, как и обретение капитала, и так же подчиняется общим социально-экономическим законам, как всякая свободная предпринимательская деятельность. Благотворительность, в основе которой лежат крупные суммы, и агентами которой выступают специально для этого предназначенные учреждения – в дальнейшем в этой статье она будет называться “большой” или “системной” благотворительностью, – в разных странах имеет свою историю и специфическую культуру, на появление которой влияет множество факторов. Часто принято говорить о влиянии протестантизма на культуру благотворительности и на филантропию в целом, но этот фактор не является определяющим.

Америка, в которой особенно развита крупная системная благотворительность, с организацией огромных фондов, специально созданных для управления этими благотворительными финансами, представляет собой своего рода исключение среди других стран, преимущественно протестантских по своей культуре. Даже при беглом сравнении видно, что в Европе протестантские страны не развивают частную системную благотворительность в таких масштабах, как США. Если религиозная этика сказывается на общем отношении к проблемам милосердия и благотворительности отдельных людей, не обладающих большими средствами, но готовых отдать свои деньги с гуманными целями, то на появлении системной благотворительности она сказывается незначительно.

В целом Европа отличается от США не столько религиозной этикой, сколько другими историческими традициями, в частности семейные финансы там имеют более долгую историю и укоренены в традициях. Как заметил один из адвокатов, работающих одновременно в Америке и Европе, европейские бизнесмены, в отличие от американских, при планировании финансов думают на много поколений вперед. Тем самым, в Европе менее склонны отдавать все свои деньги на благотворительные цели, чаще стараясь оставить все деньги в семье, даже при отсутствии прямых наследников. Важны здесь и многие другие факторы, в частности, скорость экономического развития. В США, опыту которых и посвящена по преимуществу эта статья, к концу XIX века аккумуляция капитала происходила стремительно, чего не было в Европе. Если такая быстрая аккумуляция богатства в частных руках и была когда-либо в Европе, то это было в Британии времен индустриальной революции. К началу XX века, когда стали складываться такие стратегии большой благотворительности, как организация фондов, в Европе, в отличие от Америки, уже не было столько "шальных денег" и такого количества "новых богатых"...

В ПОДДЕРЖКУ ВОЕННЫХ ГОСПИТАЛЕЙ. "Красная звезда" неоднократно рассказывала о благотворительных коллективах, шефствующих над воинскими частями и учреждениями ВС РФ. К счастью, в новом веке движение меценатства продолжает жить как явление и неотъемлемый атрибут нашей действительности. Сегодня мы представляем еще одну организацию - некоммерческий Национальный благотворительный фонд "Вечная слава героям" ("ВСГ"). Он образовался меньше года назад, но уже успел заявить о себе многими добрыми начинаниями. Одна из основных целей фонда - восстановление "исторической справедли-вости в отношении участников боевых действий". За короткий срок учредителям удалось создать серьезный банк данных участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов и участников других военных конфликтов, которые были представлены к государственным наградам, но по раз-ным причинам так и не получили их. Сейчас активисты фонда разыскивают этих людей и "восстанавливают справедливость", вручая заслуженные ордена и медали. Не так давно, например, орден Красной Звезды из рук президента фонда доктора юридических наук Андрея Евсеева получил подполковник запаса Михаил Егорович Алексеев. Под его руководством прошла не одна сложнейшая спецоперация в горах Афганистана. До этого на его парадном мундире уже красовались два пятиконечных ордена. В свое время был подписан Указ о награждении Михаила Егоровича и третьим. Но по каким-то причинам награда так и не дошла до героя. Пока к делу не подключился благотворительный фонд...

В числе других проектов, которые реализуются при содействии фонда Андрея Евсеева, можно выделить также российско-австрийский проект по реставрации памятников архитектуры в Московской и Смоленской областях. Но это, как считает президент Фонда, только начало. Благим делам, как известно, нет границ. С 14 по 20 июня в Доме художников на Гоголевском бульваре единомышленники Андрея Станиславовича планируют провести с участием известных российских художников, и в том числе Эдуарда Дробицкого, Зураба Церетели, Игоря Соби, Эдуарда Шагеева, выставку-аукцион. Часть денег, вырученных от продажи, авторы представленных работ перечислят для оказания всесторонней помощи участникам боевых действий в Афганистане, Чечне и других локальных конфликтах. Как отмечают организаторы выставки, главным образом эти средства пойдут на поддержку госпиталей, где сегодня проходят лечение российские военнослужащие. В соответствии с поступившими ранее в фонд заявками лекарства и медицинская аппаратура поступят в Главный военный госпиталь имени Бурденко, 2-й и 3-й центральные военные клинические госпитали имени П.В. Мандрыка и А.А. Вишневского. Свою долю гуманитарного груза получит и 1602-й Ростовский окружной военный госпиталь, где восстанавливаются пострадавшие от теракта морские пехотинцы…

Фонд «Вечная Слава Героям 2001-2011» Электронный офис Фонда ВСГ Яндекс.Метрика

© Национальный Благотворительный Фонд "Вечная Слава Героям" 2001-2011

___________________________________________________________

Сделать бесплатный сайт с uCoz