2001        2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ

ФОНД

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ

Канонизация и прославление военных героев российской истории - Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова

Неповторимая черта и особенность культуры и истории русской православной цивилизации издревле поражала европейскую общественность синтезом светского и духовного начала. Иностранцы всегда удивлялись контрасту величественных и богато украшенных храмов с бедностью деревень, что подчёркивало значимость духовного (иррационального) начала и православной веры в жизни русского человека и общества.

Исследуя историю России до ХХ века, мы непременно увидим переплетение церковной, религиозной и светской культуры во всех сферах жизни будь то искусство, архитектура, живопись, фольклор. Православная культура коснулась и неразрывно переплелась со всеми сферами общества. В частности, следует отметить особую важность православной Церкви в развитии военного дела. Армия в России всегда представляла собой не только школу воинского профессионализма и физического возмужания, но и систему воспитания личности, её высоких духовных и нравственных качеств, основанных на патриотизме и любви к своим святыням и своему земному Отечеству, что невозможно без участия Церкви в этом процессе.

В целом значимость армии в истории России трудно переоценить. В силу своего геополитического положения русский народ всегда был народом-воином. Следовательно, в истории России огромное место занимает повествование о сражениях и великих военных деятелях. Система образования, воспитания новых поколений в России не может не ставить в своём фундаменте патриотическое воспитание, которое в своих основах несёт знания, прежде всего, о военных деятелях, их духовных и военных подвигах. Военные профессии светские, они, порой, связанны с человекоубийством, поэтому личности таких столпов российской армии, как Александр Невский, Дмитрий Донской, флотоводец Фёдор Ушаков, всегда будут притягательны своей святостью, всегда будут являться высшим примером подражания для молодежи, показывая яркий пример неразрывного синтеза светского и православного, духовного начала в жизни русского общества. Благодаря их духовным и ратным подвигам Российское государство не просто было спасено от неминуемой погибели, но в армии были заложены основы развития военной стратегии, нравственного начала и духовности.

Искусственно созданный разрыв духовной и светской культуры в российском обществе, произошедший в период советской эпохи, в наше время начинает постепенно преодолеваться. Это показатель возрождения Российского государства. Во времена смут и тяжелых потрясений темы национальных идей о святости и величии русской истории, ярко отразившиеся в жизни святых воинов-полководцев, всегда были ориентиром к выходу из сложных ситуаций.

Канонизация русских военных деятелей происходила не одновременно. Между причислением к лику святых Александра Невского и Дмитрия Донского лежит более четырёх столетий. Совсем недавно был канонизирован Федор Ушаков.

Причисление к лику святых Александра Невского произошло в середине ХVI веке (в период соборов 1547 и 1549 годов). Канонизация благоверного князя мотивировалось, прежде всего, многочисленными свидетельствами о чудесах и народной любовью, и только потом было обращено внимание на такие аспекты проблемы, как заслуги перед Отечеством и Церковью, что свидетельствует об отсутствии политических мотивов этой канонизации.

Чудотворения, происходившие непосредственно перед канонизацией Александра Невского, перечислены в его житие, составленном иноками Михаилом и Василием. Написанию «Жития св. Александра» предшествовало первое жизнеописание великого князя его дружиной. Дружинная повесть о «мужестве и житии святого Александра» не сохранилась, но известно, что она представляла собой княжескую биографию, соединяющую в себе черты жития и воинской повести. Рукописная история первоначальной редакции жития связана со «Словом о погибели Русской земли». После собора 1547 года (т.е. уже после канонизации святого) по поручению митрополита Макария были написаны новое житие князя, одна из редакций которого вошла в состав большой энциклопедии середины XVI века - 12-томных Четьих-Миней. Последовавшие затем многочисленные исцеления от мощей князя прославили угодника. Вслед за этим стало складываться всероссийское почитание Александра Невского.

Одним из наиболее зримых проявлений всероссийского почитания святого князя стало перенесение его мощей из Владимира в Петербург, состоявшееся в августе-сентябре 1723 года. Эта идея возникла в период правления Петра I, который заблаговременно позаботился о возведении для них нового монастыря. По преданию, царь сам указал место его строительства. Александро-Невская обитель была призвана стать духовным центром новой столицы, что и случилось в дальнейшем, когда по указу императора Павла I в 1797 года монастырь получил статус Лавры - третий по счету после Троице-Сергиевой и Киево-Печерской.

Как свидетельствуют исторические источники, шествие святыни (раки с мощами святого) по Русской земле представляло собой духовно-торжественное зрелище. Во всех селах и городах, лежавших на пути, жители встречали и провожали святыню с крестами и иконами, с молебным пением и колокольным звоном. Народ из ближних и дальних мест во множестве стекался для поклонения святым мощам. Многие, не исключая женщин и детей, горели желанием участвовать в несении святыни. Так было 13 августа в селениях Дмитриевском и Ундоле. Столь же трогательные встречи повторились потом 14 августа в деревне Липках, 15-го - в селе Покрове, 16-го - в селах Рогожах и Купавне, 17-го - в селении Пахре и в селе Глубокое и ряде других больших и маленьких населенных пунктах.

Вечером 17 августа шествие приблизилось к Москве и остановилось до утра у пруда недалеко от Красного Села рядом с домом ближнего стольника Ивана Федоровича Ромодановского. Утром 18 августа при звоне всех московских колоколов крестный ход в сопровождении множества народа двинулся на встречу (сретение) святых мощей, которое состоялась на том самом месте, где в 1652 году были встречены мощи святителя Филиппа, привезенные по воле царя Алексея Михайловича из Соловецкого монастыря. У церкви св. Василия Кесарийского был совершен всенародный молебен. Затем процессия двинулась к Кремлю. Мощи святого князя сопровождали три святителя: преп. Леонид, архиепископ Сарский и Подонский, преп. Варлаам, епископ Суздальский и Юрьевский и преп. Арсений Фиваидский с архимандритами и многочисленным духовенством. Внести святые мощи в Кремль оказалось невозможно из-за высоты раки с балдахином, поэтому в поле был воздвигнут царский шатер, под сень которого на ночь и была поставлена святыня. В течение всей ночи множество народа неотлучно окружало шатер. Молебное пение не прекращалось до самого утра.

Встреча святыни в Петербурге в августе 1724 года (до этого мощи пребывали в Шлиссельбурге) была весьма торжественной. Император со свитой прибыл на галере к устью Ижоры. Благоговейно сняв ковчег с мощами с яхты, и поставив на галеру, государь повелел своим вельможам взяться за весла, а сам управлял рулем. Во время плавания раздавалась непрерывная пушечная пальба. То и дело из Петербурга прибывали новые галеры со знатными лицами, а во главе их - ботик Петра Великого, также отдававший салют своими небольшими медными пушками. Мысли всех участников невольно возносились к той отдаленной эпохе, когда на берегах Невы и Ижоры Александр торжествовал свою победу над врагами.

В честь перенесения мощей Александра Невского был установлен ежегодный церковный праздник (30 августа/12 сентября) и в 1726 года была издана особая служба его празднования. В начале ХVIII веке составлен и акафист святому благоверному князю Александру, в иноках Алексию. При императрице Елизавете Петровне была сделана новая серебряная рака для мощей святого, а Екатерина II построила для них новый храм.

Государственное почитание святого князя выразилось в том, что в правление Петра I был учрежден орден Александра Невского, который по своему статусу был высокой наградой и поэтому не разделялся на степени. Его кавалерами являлись все награжденные орденом св. апостола Андрея Первозванного, если они не имели ордена св. Александра Невского раньше, то он вручался им вместе с андреевской лентой. Но происходило это не часто. Орден св. апостола Андрея Первозванного вручался раньше ордена св. Александра Невского членам императорской фамилии, а также европейским монархам, членам их семейств, зарубежным государственным и военным деятелям. За 1812 год орден св. Александра Невского вручался шесть раз. Среди награжденных были прославленные генералы: Н.И. Раевский, П.П. Коновнипын, А.И. Остерман-Толстой. В том же году еще шесть человек, которые уже имели простые знаки ордена, получили алмазные. В числе награжденных были Ф.П. Уваров, М.Л. Милорадович, Л.С. Дохтуров, М.И. Платов. В начале 1826 года орден св. Александра Невского был вручен графу К.Ф. Толю (с алмазами «за усердие в день 14 декабря 1825 г.») и Л.О. Роту за разгром поднятого декабристами Черниговского полка мятежа. Одним из достойных кавалеров ордена св. Александра Невского был известный русский путешественник, ученый П.П. Семенов-Тяньшанский, получивший эту награду в 1881 году.

Иконография князя Александра Невского стала складываться сразу же после его канонизации. Первоначально он изображался в монашеской одежде схимника Алексия. Но после перенесения его мощей в Петербург в иконописании распространился и стал господствующим новый иконографический тип - в княжеской одежде или в горностаевой мантии нередко на фоне Невы, Петропавловской крепости, палат Петербурга и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря.

В России за ее пределами построено множество храмов в память Александра Невского. Самой древней из них считается церковь, возведенная еще в XIII веке в устье реки Ижоры на месте Невской битвы. Около 1630 года патриархом Филаретом был построен Александро-Невский храм в Московском Кремле над Тайницкими воротами. Всего в XIX - начале XX веков в северной столице было более 40 храмов, посвященных святому благоверному князю, а в Москве в его честь было освящено 28 престолов и 4 часовни. Святой Александр воспринимался как мудрый государственный деятель своего времени, о чем свидетельствуют посвящения в его честь церквей в важнейших государственных учреждениях Российской империи, а восприятие его как прославленного полководца и защитника Отечества отразилось в строительства храмов в его честь в военных учебных учреждениях.

В XIX веке России правили три императора, небесным покровителем которых был святой благоверный князь Александр Невский: Александр I (1801-1825), Александр II (1855-1881), Александр II (1884-1894). Все они оказывали почитание святому строительством храмов по всей Российской империи. Одним из самых величественных был собор Александра Невского в Нижнем Новгороде, построенный в ярмарочном городке при влиянии Оки и Волги. В Городце Нижегородской губернии, в Феодоровском монастыре на месте кельи, где было совершено пострижение в схимонашество святого Александра Невского с именем Алексия, и где последовала его кончина, в 1798 году также был построен соборный храм.

Из храмов, воздвигнутых за пределами России, следует выделить собор в Париже, который после событий 1917 году станет для русских беженцев местом приюта и безопасности. Эмигранты находили здесь утешения в разлуке со своей родиной. При храме многие вновь прибывшие искали своих родных и друзей, и, таким образом, в молитвенном общении друг с другом началось тяготение русских православных людей к храму. Этот храм был свидетелем личной, семейной и общественной жизни русского зарубежья. В нем молились русские императоры, начиная с Александра I и до Николая П. Русские люди здесь крестились, молодые супруги провожали своих родственников в вечную жизнь. Здесь отпевали митрополита Евлогия (Георгиевского), 4-х великих князей, певца русской земли Ф.И. Шаляпина писателей И.С. Тургенева, И.С. Шмелева, И.А. Бунина, академика И.Б. Струве и многих других русских людей, когда-то служивших России и скончавшихся во Франции.

Храм святого Александра Невского у Судных врат в Иерусалиме напоминает о присутствии России в Святой земле и огромной работе Русской Духовной миссии и Палестинского общества по поддержанию здесь христианских святынь.

Канонизация князя Дмитрия Донского (1350-1389) произошла на основании подвигов праведной и благочестивой жизни уже в современный период на Поместном соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре 6-9 июня 1988 году. В служении Церкви, патриотических трудах Отечеству и народу в грозные годы вражеского ига князь явился истинным сыном своей страны. Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и оказывал благотворительную помощь бедным.

По свидетельству многочисленных источников, памятников письменности и иконографии, сначала в Москве, а потом повсеместно по всей России началось почитание князя Дмитрия, как избранника Божия или святого. Уже вскоре после его кончины 19 мая/1 июня 1389 года было написано «Похвальное слово». Исследователи считают «Похвальное слово» частью памятника древнерусской литературы, который называется Задонщиной. Это произведение конца ХIV-ХV веков, посвященное победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Дмитрием Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая.

Как известно, битва произошла на Куликовом поле 8/21 сентября 1380 года - в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, что наполнено глубоким смыслом: на битву в Донские степи собрались различные племена, после победы ставшие русским народом. Здесь на Куликовом поле, родилось единое Русское государство, после битвы началось его укрепление, и свержение монголо-татарского ига стало лишь делом времени. Перед битвой благоверный князь Дмитрий напутствовал своих ратников воодушевляющими словами: «Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная...».(1) Много доблестных русских воинов полегло на поле брани - летописи говорят, что из 150 тыс. воинов вернулось в Москву не более 40 тыс. (2). В Троицком монастыре по погибшим служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Дмитриевской субботой. Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва и полководец русского войска-победителя.

В церковной памяти великий князь Дмитрий Донской всегда стоял особняком - его чтили не только как победителя Куликовского сражения, но как покровителя и защитника Москвы, образец благочестивого правителя.

Еще задолго до канонизации Дмитрия Донского стали создаваться его иконописные изображения. В частности, они сохранились на фреске Архангельского собора и в Грановитой палате в Московском Кремле. На иконе «Явление Угрешской иконы святителя Николая великому князю Дмитрию Донскому» (конец XVII века, находится в собрании Церковно-археологического кабинета Московской православной духовной академии) князь изображен с нимбом (как святой), хотя он еще и не был канонизирован. Часто Дмитрия Донского изображают совместно преп. Сергием Радонежским, что объясняется общеизвестным фактом получения им благословения от преподобного накануне Куликовской битвы.

С именем св. Дмитрия Донского связано строительство новых монастырей и храмов: Успенский Стромынский монастырь, Рождества Богородицы на Куликовом поле, Николо-Угрешский под Москвой, Голутвинский и много других обителей и церквей.

Параллельно с почитанием в Москве великого князя Дмитрия, в Серпухове складывалось почитание его двоюродного брата Владимира Андреевича, получившего за отвагу и мужество, проявленные в Куликовской битве, прозвание Храбрый. Это почитание осталось в значительной степени локальным, однако исследователи отмечают наличие иконного изображения в нимбе (с надписью «Благоверный князь Владимир Донской») в росписях Серпуховского Высоцкого монастыря, основанного преп. Сергием Радонежским по просьбе князя Владимира на его землях. Благоверный князь Владимир и сейчас почитается жителями Серпухова не только как герой Куликовской битвы, но и как святой заступник города, его небесный покровитель.

Первым шагом к канонизации Дмитрия Донского явилось Определение Святейшего Патриарха Пимена от 10 июля 1981 года. В этот день в церковный календарь было внесено празднование в честь Собора Радонежских святых. Кроме святых учеников преп. Сергия и святых иноков Троице-Сергиевой Лавры, в Соборе Радонежских святых почитаются святые сродники и собеседники преподобного Сергия. Так в русский церковный календарь (пока лишь как местное празднование) были внесены дни памяти святого благоверного великого князя Дмитрия Донского и преп. Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) - Радонежских монахов-воинов. Интересно отметить, что тем же Определением в Соборе Радонежских святых был прославлен преподобный Нектарий вестник - тот самый инок, который принес на Непрядву в день битвы грамоту преп. Сергия со словами ободрения великому князю и русскому воинству.

Шесть лет спустя после Определения Святейшего Патриарха Пимена, 3 июня 1987 году, по Его же благословению было установлено празднование соборной памяти Всех святых, в земле Тульской просиявших. Поскольку Куликово поле находится в пределах Тульской епархии, то при установлении празднования имена подвижников и мучеников, связанных с Куликовской битвой, были также включены в соборную память. Уже тогда было установлено местное празднование в Тульской епархии благоверному великому князю Дмитрию Донскому, святым воинам-монахам Александру и Андрею (с наименованием их обоих уже не преподобными, а преподобномучениками), ранее прославленным в Соборе Радонежских святых, а также святому благоверному князю Владимиру Серпуховскому и «всем святым воинам-мученикам, на Куликовом поле живот свой положившим». При установлении празднования Тульским святым им были составлены тропарь, кондак и величание, в котором отражено богослужебное почитание Куликовских мучеников.

На следующий год вся православная Церковь торжественно праздновала тысячелетие Крещения Руси. На Освященном Поместном Соборе, проходившем 6-8 июня 1988 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, было принято решение о прославлении в лике святых угодников Божиих, просиявших в Русской Церкви за ее многовековую историю и благоговейно чтимых церковным народом. В их числе к общецерковному почитанию был прославлен уже к тому времени местночтимый в Москве и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре великий князь Дмитрий Донской. Память ему было определено совершать 19 мая/1 июня - в день его кончины. Собор одобрил для богослужебного употребления тропарь и кондак святому и благословил составление ему особой службы, которая была одобрена к употреблению в богослужебном обиходе Синодальной Богослужебной комиссией 6 октября 1999 года.

Память о великом князе жива всегда и особенно увеличивается в годы войн и опасностей. Так, в Великую Отечественную войну имя князя Дмитрия в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия стояло рядом с именем святого Александра Невского; оба князя-воина призывались в помощники страждущему Отечеству. Именем Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.

Для прославлении памяти святого в 2002 году Национальным благотворительным фондом «Вечная Слава Героям», Национальным комитетом кавалеров русских императорских орденов и Национальным оборонным фондом «Парад» учрежден орден «За служение Отечеству» (святых великого князя Дмитрия Донского и преподобного Сергия игумена Радонежского), имеющий 3 степени. Отмечая заслуги перед Россией и православной Церковью, в конце 2004 года Священный Синод в память о праздновании 60-летия Победы во Второй мировой войне также учреждает орден Дмитрия Донского, которым награждаются современные защитники Отечества – как священнослужители, так и миряне. Орден имеет три степени, при награждении вручается знак ордена и грамота.

Канонизация адмирала Фёдора Ушакова (1745-1817) состоялась. 30 ноября 2000 года решением Синодальная комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, а в декабре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил прославить его в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии. Память праведному адмиралу празднуется 2/15 октября (в день его кончины) и 23 июля/5 августа (в день прославления).

Принятое решение было непростым. Пожалуй, впервые в истории Русской Православной Церкви, да и всего христианства, рассматривался вопрос о канонизации воина-моряка. По этому поводу было много сомнений и у мирян, и у священнослужителей. Федор Федорович Ушаков всегда ассоциировался у россиян, в том числе и у служителей Церкви, как выдающийся флотоводец, поэтому закономерно возник вопрос: «А в чем же его святость?» В связи с этим к вопросу о канонизации воина Феодора Ушакова комиссия приступала несколько раз и несколько раз откладывала его рассмотрение, чтобы еще раз убедиться в правомерности самой постановки столь необычного вопроса. 25 октября 1999 года  на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было отправлено соответствующее обращение за подписями главы Республики Мордовия Н.И. Меркушкина, председателя Правления Фонда по восстановлению и модернизации крейсера «Адмирал Ушаков» В.Н. Лопатина. 19 октября 2000 года это предложение поддержал главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.И. Куроедов.

В ходе длительного и скрупулезного рассмотрения вопроса члены комиссии пришли к единодушному мнению, что Федор Федорович Ушаков является не просто наиболее почитаемым российским флотоводцем. Своей праведной земной жизнью он явил миру ярчайший образец верного служения православной Церкви, Отечеству и своему народу, как на поле брани, так и на ниве благотворительности и милосердия.

Прославление адмирала Феодора Ушакова состоялось 4-5 августа 2001 года в Санаксарском монастыре. Событие было грандиозным и по значимости, и по масштабам. В монастырь приехали около 10 тыс. человек: заслуженные адмиралы, командующие всеми флотами, включая главкома ВМС Украины, многочисленные паломники со всех концов СНГ и духовенство. На площади для отдания последних воинских почестей выстроился почетный караул, прозвучал ружейный салют и Гимн России. После вручения командующим освященных Андреевских флагов, уже архиереи понесли гроб к главному храму монастыря, где началась церемония прославления, которую возглавлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Среди присутствующих на церемонии не было видно ни одного равнодушного лица, включая многочисленных омоновцев из числа оцепления. Это было поистине торжество русского духа! В конце празднества Главнокомандующему ВМФ от Русской Православной Церкви была вручена хоругвь с изображением святого праведного Феодора Ушакова. Вскоре по просьбе командующих на флоты были переданы частицы святых мощей флотоводца. Прославление адмирала Ушакова стало особым событием в истории отечественного флота, важность которого, может быть, не все еще ясно сегодня осознают, но оно, несомненно, будет способствовать возрождению российской морской силы.

Ратников Н.Е., воспитатель специальной коррекционной школы-интерната, г. Ногинск Московской области

Розина О.В., кандидат исторических наук

  Россия живет лишь заслугами предков


Традиции благотворительности и меценатства в России


Благотворительность Русской Православной Церкви


Благотворительность в мире. История и система 


Канонизация и прославление военных героев российской истории


Русская Православная Церковь в XX веке


Награды – особые знаки развития  человечества 


Публикации о Фонде Вечная Слава Героям

Фонд «Вечная Слава Героям 2001-2011» Электронный офис Фонда ВСГ Яндекс.Метрика

© Национальный Благотворительный Фонд "Вечная Слава Героям" 2001-2011

___________________________________________________________

Сделать бесплатный сайт с uCoz